drovosek | Дата: Вс, 21.04.2013, 14:16:58 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Статус: Offline
| Шахматная игра в древней Индии носила название чатуранга (чатурраджа), что на языке санскрита означает – четыре рода, т.е. войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. По мнению ряда историков, чатуранга – как первичная форма шахмат возникла в V веке. Название происходит от индийского “чатур” (четыре) и “анга” (часть отряда) и имело двойной смысл: в игре участвовало четыре человека и “армия” каждого состояла из четырех родов “войск” – слонов, коней, боевых колесниц и пехоты. Количество ходов каждого из соперников определялось броском “игральной кости” Цель игры – уничтожение фигур противника. Позднее (предположительно, в регионе Кушанского царства или государства эфталитов) целью игры, якобы стал мат. Правила игры В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений — трактат хорезмского учёного XI века Аль Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги. В игре для четырёх игроков использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Играли пара на пару. Каждый комплект содержал восемь фигур: раджу (короля), слона, коня, колесницу (аналог ладьи) и четыре пешки. Игроки занимали места по сторонам игрового поля. Фигуры выстраивались в левом нижнем углу доски (относительно игрока). На первой линии (от игрока): слон в углу, за ним конь, колесница и раджа. На второй линии — ряд пешек. В игре для двух игроков использовались два комплекта фигур. Каждый комплект содержал восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, раджу и советника (визиря) — аналог ферзя. Порядок построения фигур перед партией такой же, как в современных шахматах. Ходы и взятие Ходы в партии делались по очереди. В отличие от шахмат, в игре присутствовал элемент случайности — возможные ходы определялись броском игральных костей. Как и в шахматах, каждый ход заключался в перемещении одной фигуры в соответствии с правилами, таким образом, чтобы поле, на которое ставится фигура, было либо свободным, либо занятым фигурой противника. В последнем случае фигура противника считалась взятой, снималась с доски и более в партии не участвовала. Помимо обычного взятия фигур, имелось дополнительное правило: если три слона находились в центральном квадрате 2×2, то игрок, сходивший своим слоном в последнее незанятое поле этого квадрата, брал всех неприятельских слонов. В чатуранге не было таких понятий, как шах, мат и пат. Взятие всех фигур, кроме короля (оголение короля) тоже было победой, кроме случая, когда противник мог взять вашу последнюю фигуру следующим ходом. Тогда объявлялась ничья. Правила хода фигур • Король мог делать ход на одно поле в любом направлении (как в современных шахматах). • Слон двигался на 1 клетку вперёд или на 1 клетку по диагонали. Впоследствии правила изменились, и слон стал ходить через одно поле по диагонали. При этом, как и конь, слон при ходе «перешагивал» через поле, поэтому возможность хода не зависела от наличия на пути слона своих или неприятельских фигур. • Конь ходил так же, как в шахматах. • Колесница (ладья) ходила по горизонталям и вертикалям на одно или два поля. • Пешки могли ходить только вперёд, на одно поле, и бить ходом по диагонали вперёд на одно поле. Правила, позволяющего им двигаться на 2 клетки вперёд первым ходом, не было. • Визирь (Ферзь) двигался на 1 клетку по диагонали в любом направлении — он был слабой фигурой. • Пешка, достигшая восьмой горизонтали, превращалась только в ферзя. • Рокировки не было, но король мог прыгнуть как коня один раз за игру.
|
|
| |